Домой / Психология личности / Когда мотивация может нанести вред

Когда мотивация может нанести вред

И от последствий этого вреда от неправильной мотивации человек еще долго будет страдать (и его окружающие вместе с ним).

Почему? Ведь, как мы знаем, мотивировать человека – это хорошо. Но, как оказывается, не всегда.

Мотивация, как побуждение к действию, бывает внешней и внутренней. Это значит, что человека можно побудить к необходимой активности посредством воздействия на него извне, или он сам может себя побудить к нужному действию.

Теперь представьте, что Ваш ребенок учится хорошо. Это – хорошо? Конечно.

И тут я могу задать вопрос: «Почему он учится хорошо? Что стоит за этим? Вернее, какая у него мотивация?».

  • Вариант 1. Он учится хорошо, потому что хочет узнать много нового, и ему это нравится – это внутренняя мотивация.
  • Вариант 2. Он учится хорошо, потому что Вы ему за каждую хорошую и отличную отметку даете 50 и 100 рублей соответственно – это внешняя мотивация.
  • Вариант 3. Он учится хорошо, потому что ему и нравится учиться, и деньги дают, то есть, это — и внутренняя, и внешняя мотивации вместе.

Еще один вопрос: «Какой из этих вариантов мотиваций является самым лучшим и полезным, а какой – самым вредным?».

Вот и не угадаете. Научные исследования выявили, что самой действенной (а, значит, и самой лучшей) мотивацией является внутренняя: человек знает, что хочет, а, значит, и идет к своей цели, независимо ни от чего (а, иногда и вопреки всем). Например, он хочет стать художником, а окружающие не только не поддерживают, но твердят ему, что это пустое занятие не приносит денег и т.п. Человек с сильной внутренней мотивацией все равно рано или поздно достигает своей цели. Такой результат получали и участники эксперимента.

Странно, но самой вредной мотивацией является мотивация 2-в-1 (третий вариант). По мне, она, наоборот, должна приносить эффективные результаты действий. Ан, нет, экспериментальные цифры говорят совсем другое: такие участники эксперимента показали самые худшие результаты. Они не старались вообще и при первой же возможности бросали выбранный путь.

Внешняя мотивация также не смогла помочь испытуемым. Если в начале они старались, то в дальнейшем теряли энтузиазм и отказывались от цели.

Отсюда, делаем вывод:

  • нужно с детства формировать в человеке потребность во внутренней мотивации. Потому что именно такая мотивация ведет человека по жизни, не давая остановиться на полпути и опустить руки. Но для становления внутренней мотивации нужна осознанность человека и ощущение им значимости для себя того, что он делает. Но детский возраст не отличается осознанностью (это даже не у всех взрослых есть);
  • на начальном этапе формирования внутренней мотивации, когда ребенок еще мал для осознания, можно применить внешнюю мотивацию. Но в разумных пределах и учитывая индивидуальные психологические особенности своего ребенка. Постепенное направление и терпеливое объяснение, для чего это нужно делать, позволит ребенку осознать значимость действия.

Внимание: важно не перестараться. Есть риск навязать ребенку занятие не по его душе, когда он ради вознаграждения будет делать то, что ему не нравится (а потом это может вылиться в нелюбимую работу и несчастную жизнь);

  • как стало понятно из результатов исследования, лучше избегать этого варианта мотивации.

В завершение хотелось бы напомнить, что действия сознательного человека (каким должен быть взрослый) естественным образом направляются только внутренней мотивацией. Потому что они становятся потребностью его души.

А, если взрослый человек не чувствует этого внутри себя и не хочет действовать, то говорить о внешнем его мотивировании как-то даже смешно (он же, все-таки, не ребенок).

А Вы как думаете? Поделитесь своим мнением.

Лада

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *