Домой / Психология личности / Как быстро запомнить информацию

Как быстро запомнить информацию

Что такое память, и каковы ее виды

Память – это способность сохранять и воспроизводить прежние знания и опыт.

Человек с давних пор задавался вопросом нахождения действенных способов, как легко, быстро и лучше запомнить нужную информацию. Отсюда появилось целое искусство запоминания – мнемоника, которая содержит разнообразные мнемотехники (эффективные техники, методики, способы и приемы запоминания информации).

Но для подбора оптимальных методов запоминания нужно знание об особенностях работы и видах памяти. Так, память как познавательный процесс включает в себя такие этапы, как запоминание, хранение, воспроизведение, забывание. Последние научные исследования уточнили информацию о работе памяти и выдели в ней такие этапы, как кодирование, хранение, воспроизведение.

Психология на данный момент выделяет следующие виды памяти:

1) Так, в связи с наличием/отсутствием прилагаемых для запоминания усилий психология выделяет произвольную и непроизвольную память:

  • произвольная память – это запоминание само по себе, когда человек не прилагает к этому никаких усилий. В таких случаях механизм запоминания основывается на интересности и увлекательности информации;
  • непроизвольная память – это запоминание с помощью особых усилий. Основой такого запоминания является воля человека. Такое волевое запоминание может быть механическим (когда человек заучивает без понимания материала) и логическим (когда человек осознает и понимает материал, вследствие чего в его голове выстраивается логическая система знаний).

2) В зависимости от времени хранения информации память бывает:

  • кратковременной, которая содержит, в основном, теоретические знания,
  • долговременной, в которой долгое время сохраняются практические знания и опыт.

3) В зависимости от задействования разных инструментов запоминания (логика или образы), выделяют:

  • логическую память: с формулами и схемами, словами.
  • образную память: с образами, впечатлениями, ощущениями.,

4) Кроме этого, виды памяти также выделяются в зависимости от особенностей восприятия человеком информации:

  • зрительная (визуальная) память, при которой запоминание происходит при разглядывании материала, в том числе и чтении книги. Человек со зрительным восприятием легко запоминает материал, когда читает его про себя.
  • слуховая (аудиальная) память, при которой человек запоминает при прослушивании или произнесении материала. Например, при подготовке к контрольной, такому человеку лучше слушать аудиозапись лекции,
  • тактильная (кинестетическая) память, при которой человеку легче запоминать, трогая или используя на практике. Такой человек лучше запомнить материал, если будет переписывать его.

Хотя в психологии выделяются также и вкусовая (запоминание на основе вкуса) и обонятельная (запоминание на основе запаха) памяти, при запоминании учебной информации они практически не используются.

Знание своего преобладающего вида восприятия информации можно и нужно использовать при изучении и запоминании материала. Но самым эффективным способом, по мнению психологов, является задействование всех видов памяти.

Как правильно и лучше запоминать информацию

1) настроиться, то есть дать себе позитивный настрой на запоминание (например, «у меня отличная память», «все, что нужно, я запоминаю быстро»). Сравните: «я не могу ничего запомнить», «какой я тупой» и т.п. ругательства только ухудшают ситуацию и негативно влияют на работоспособность мозга;

2) понимать то, что учишь: мозг лучше запоминает понимаемые идеи, которые связываются с уже существующими в голове понятиями, а не автоматически зазубренные, так и оставшиеся непонятными, а, значит, чужими слова;

3) придумывать ассоциации: к сложным понятиям нужно подобрать ассоциации. Например, какие ассоциации у Вас вызывает понятие «дедукция» — способ рассуждения от общего к частному? Может, солнышко (общая идея) с лучиками (частными мыслями) и т.п.

Специалисты в таких случаях рекомендуют использовать правило «5 пальцев» — мысленно к каждому пальцу на руке «привязать» по одной ассоциации:

  • ассоциации большого пальца должны быть вздорными, абсурдными,
  • ассоциации, «привязанные» к указательному пальцу, должны быть связаны с позитивными эмоциями,
  • ассоциации среднего пальца нужно связывать с собой,
  • ассоциации безымянного пальца должны быть связаны с каким-либо органом чувств,
  • ассоциации мизинца должны запечатлеть запоминаемый объект в движении.

Например, если взять то же понятие «дедукция», то у нас получатся следующие ассоциации: большой палец — дед, указательный — удивление, средний — мой любимый фильм про Шерлока Холмса, безымянный — в ушах звучит музыка из фильма, мизинец — движение стрелки от гласной буквы «О» (общее) к согласной букве «Ч» (частное, а название понятия тоже начинается с согласной буквы – «Д»).

Благодаря этому методу ассоциаций человек подключает несколько разных уровней запоминания информации, что надолго позволяет сохранить ее;

4) обхитрить кратковременную память. Согласно исследованиям психолога Дж. Миллера, кратковременная память человека может запоминать и повторять не более 7 (+ или -) элементов.

Но это можно исправить, если использовать метод историй, при котором нужные для запоминания элементы связываются в логическую цепочку (историю);

5) программировать мозг. Это значит, что для начала следует настроить свой мозг – дать себе и ему установку. Например, выучить немецкий язык за шесть месяцев. Далее идет ежедневная работа по достижении этой цели – повторение материала.

6) использовать интервальное повторение. Для лучшего запоминания информации рекомендуется повторять ее через определенные промежутки времени: сразу после изучения, через 10 минут, через1 час, через 6-8 часов или перед сном, через сутки и через неделю.

7) сбалансировано питаться, включив в меню продукты, питающие мозг (орехи, морепродукты, кефир, сухофрукты).

8) тренировать и развивать свою память, время от времени заучивая стихи или тексты песен, стараться зрительно запоминать картину или схему, а также запах или вкус еды.

Как лучше запоминать информацию

  • определить срок, на который нужно запомнить информацию и после которого она будет не нужна. При этом мозг принимает команду и активизируется на запоминание,
  • знать оптимальное для запоминания время. Выявлено, что самыми лучшими периодами времени для запоминания являются 30 минут после пробуждения и 30 минут до засыпания, а также с 8:00 до 10:00 и с 20:00 до 23:00,
  • задействовать все виды восприятия. Если текст с материалом очень сложный, следует тезисно записать ключевые идеи и основные понятия на бумаге. Такой «переработанный» материал запомнить легче и быстрее,
  • работать вместе. Материал хорошо запоминается, когда его обсуждаешь с другими. Как действенный вариант отлично работает пробование себя в роли преподавателя, объясняющего материал другим,
  • повторять, и повторять осознанно. Только регулярное и банальное повторение дает нужный результат,
  • выделять интересности и полезности. Запоминать материал легче, если он содержит что-то интересное и полезное для человека – на таких моментах и нужно акцентировать свое внимание,
  • сочинить песню. Чтобы задействовать другие органы чувств и улучшить качество и быстроту запоминания, нужно пропеть текст учебного материала как песню. Подберите любимый мотив  (а, можно и придумать самому) – и вперед,
  • если нужно запомнить большой объем информации, нужно разбить его на части и учить дозировано, то есть маленькими «порциями».

Мнемотехника: как запомнить больше информации за короткий срок

  • Метод Цицерона. Этот способ предлагает создать цепочку из ярких опорных образов, которые и нужно запомнить. А при воспроизведении их человек вспоминает и всю связанную с ними информацию,
  • Цепочка. Запоминаемый материал разбивается на части, которые связываются между собой последовательно с помощью ассоциаций,
  • Метод свободных ассоциаций. К каждому опорному элементу учебного материала нужно найти ассоциацию, но не логическую, а ту, которая сама по себе всплывает в голове при упоминании этого элемента,
  • Матрешка. Этот метод также работает на ассоциациях, только каждый последующий ассоциативный образ материала должен быть все меньше и включаться в предыдущий,
  • Метод пиктограмм (рисуночное письмо). Чтобы запомнить информацию с первого раза, нужно зарисовать ее смысл с помощью знакомых Вам образов. Например, одна основная мысль – один Ваш нарисованный «иероглиф», текст – ряд таких иероглифов,
  • Пары цифр. Этот прием используется при запоминании многозначного числа (код доступа, номер телефона). Для этого искомое число нужно разделить на пары цифр, находя для каждой пары ассоциацию с определенным событием в жизни. Потом все пары логически «связать» между собой в цепочку.
  • Экзекуция слов. Этот диковинный способ для запоминания большого объема информации применяется так: в учебном тексте из всех слов оставляются только их первые буквы, все остальное зачеркивается. Вот этот шифрованный набор букв и заучивается, вспоминая слова полностью.
  • Мнемонические фразы. Чтобы лучше запомнить нужную информацию, ее зашифровывают во фразы. Например, всем известная фраза для запоминания цветов радуги («каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).
  • Дворец памяти. Этот способ предполагает запоминание материала с помощью его ассоциации с хорошо знакомым помещением, а содержимое помещения, мебель будет представлять из себя элементы запоминаемой информации.

Как быстро запомнить информацию: некоторые работающие методы и приемы

  • яркие напоминалки. Выписать труднозапоминаемые места в учебном материале на разноцветные листы и развесить на видных местах,
  • как запомнить за 1 день: нужно придерживаться правильного интервала повторений: первый раз повторить после 15-20 минут, второй раз — после 6-8 часов, третий раз – после 24 часов,
  • эффект начала и конца: в материале легко запоминается его начало и конец – эту закономерность можно использовать и при запоминании,
  • снизить интерференцию (эффект смешивания похожей информации). Чтобы интерференция не путала и не мешала запоминанию, нужно учить материал в разброс, чтобы похожие вопросы были разведены,
  • музыка-помощник (аудиальные ассоциации): при изучении материала можно использовать музыку (например, английский алфавит запоминается в форме песни),
  • рифмоплетство: к изучаемому материалу можно подобрать рифмы и представить в виде стиха, который выучить гораздо легче,
  • делать заметки, конспектировать материал от руки, так как записанная информация запоминается до 90%,
  • лекция во сне. Специалисты утверждают что прослушивание аудиозаписи материала во сне имеет потрясающий эффект при запоминании сложной информации. Для этого нужно самому начитать на диктофон изученный материал и включить перед засыпанием на небольшую громкость,
  • движение – хорошая память. Это значит, что перед работой по запоминанию материала следует позаниматься физкультурой и разогнать кровь. Улучшенное кровообращение доставит богатую кислородом кровь в мозг, что благотворно повлияет на его работоспособность,
  • шокирующий стимул: имеется в виду использование физического стимула (например, подержать руку в ледяной воде) во время запоминания материала. Оказывается, это помогает лучше запомнить,
  • жвачка-помощник: было выявлено, что жевание жевательной резинки положительно влияло на скорость и результат выполнения заданий,
  • работать в классе: задавать вопросы, включиться в обсуждение – это помогает понять сложный материал, а, значит, и запоминать его,
  • делать перерыв: долгое умственное напряжение без перерыва может дать обратный эффект (мозг переутомится и забудет даже то, что учили), поэтому через каждый час работы нужно давать себе и мозгу отдых на 10 минут (сходить на кухню и выпить воды или чай, посмотреть в окно, сделать 10 приседаний и т.п.),
  • находить изображение или практическое применение изучаемого материала (схема ДНК, формула воды и т.п.),
  • выполнять дыхательные упражнения, способствующие развитию и повышению концентрации (например, медленный и глубокий вдох на 5 секунд, задержка на 5 секунд и выдох на 5 секунд. Для начала выполнять в течение 5 минут).

Некоторые развивающие книги по развитию памяти

  • Е. Додонова «100% память. 25 полезных методов запоминания за 10 тренировок»,
  • С. Мюллер «Вспомни все: секреты суперпамяти. Книга-тренажер» и «Развитие суперпамяти и супермышления у детей. Быть отличником просто!»,
  • Т. Бьюзен «Супермышление» и «Суперпамять»,
  • Н. Грейс «Улучшение памяти и внимания»,
  • Ю. Пугач «Развитие памяти — система приемов»,
  • У. Аткинсон «Память и ее развитие»,
  • О. Андреев «Техника тренировки памяти»,
  • И. Матюгин «развитие памяти и внимания»,
  • Д. Букин «Развитие памяти по методикам спецслужб»,
  • Д. Лапп «Улучшаем память в любом возрасте»,
  • Д. Арден «Развитие памяти для «чайников» и др.

В завершение хотелось бы напомнить, что любой способ запоминания или развития памяти, будь то простой или суперэффективный, будет работать только при условии наличия волевых усилий со стороны человека. Это значит, что нужно работать над собой и держать «в тонусе» свою память.

Желаю Вам Любви и хорошей памяти!

Лада

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Adblock
detector