Что такое критическое мышление
Мышление — это процесс отражения объективной действительности через суждения и понятия.
Критическое мышление – это мышление-разбор с целью оценить и выявить недостатки.
Человек с критическим мышлением не привык принимать все на веру. Он привык анализировать и выяснять соответствие предлагаемых идей и их аргументов реальным фактам и закономерностям.
Отсюда, умение критически мыслить – очень полезное и нужное умение, так как оно может помочь человеку увидеть ложь, предвидеть и предупредить ошибки, неудачи, а также принимать оптимальные решения на работе и в жизни.
Что еще дает человеку критическое мышление:
- умение выявлять несоответствия и ошибки,
- определение важных и второстепенных идей и аргументов,
- понимание причинно-следственных связей в окружающем мире (между идеями и действиями людей, между действиями и фактами, между событиями и их причинами и т.д.),
- оценивание других точек зрения;
- умение рассуждать и делать умозаключения (выводы),
- умение убеждать других,
- умение анализировать и быть рассудительным,
- умение последовательного решения задач,
- умение логически стройно обосновывать свои суждения и др.
Методы развития критического мышления
- Оценка поступающей информации. Нужно перестать принимать приходящую к Вам информацию как данность и факт, а поразмышлять над ней, задаваясь вопросами «А почему так?», «Что из этого следует?», «Что можно сделать (как решить)?» и др.
Нередко в таких случаях факт оказывается и не фактом вовсе, а чей-то догадкой или домыслом. Такое упражнение поможет Вам научиться принимать обоснованные и верные решения.
- Поиск фактов. Часто когда человеку необходимо принять верное решение, у него недостаточно фактов. Поэтому при анализе ситуации, при рассмотрении ее перспектив всегда нужно стараться собрать максимальное количество фактов, а также изучить наличие-отсутствие противоречивых аргументов.
Сегодня это сделать очень легко, так как интернет-ресурсы предлагают очень большие возможности. Такая исчерпывающая вооруженность проверенными фактами позволит принять верное решение.
- Определение цели. Цель – это Ваше видение конечного результата. Если у человека цели нет, то нет и действий, так как он не видит в них смысла. А правильная и четкая формулировка цели настраивает человека, мобилизует его на выполнение действий и помогает добиться нужного результата.
Поэтому человек должен ставить цель осознанно. Этому помогает ряд вопросов самому себе: «Чего я хочу достичь?», «Какой результат я ожидаю?», «Для чего мне это нужно делать?» и т.п.
- Разделение задачи на несколько частей. Такой прием целесообразно использовать по отношению к объемным или сложным задачам. Разделение на несколько подзадач позволяет легко разобрать и оценить каждую из них и без труда найти решение. В итоге остается только сложить все полученные результаты и увидеть верное решение изначальной задачи.
- «Бритва Оккама» или начать с самого простого. Согласно принципу, названному в честь философа, не нужно объяснять с помощью большего и сложного то, что можно объяснить с помощью простого и с применением меньших аргументов. Отсюда, при обосновании своей позиции или своего решения нужно начинать с простых и проверенных доказательств, чем сразу нагромождать кучу из сложных аргументов.
- Открытость для других точек зрения. Этот пункт предполагает отказ от категоричности своей позиции. Ведь нередко человек, будучи самодовольно уверенным в своей точке зрения, принимает неверные решения. Это значит, что нужно критически оценивать не только чужие позиции, но и свои. Нужно понимать, что Мир настолько безграничен и разнообразен, что решение каждой задачи предполагает огромное количество альтернатив. И не закрываться от этого многообразия.
- Сравнение и сопоставление, а также противопоставление имеющейся информации, рассмотрение разных аргументов с дальнейшим рассуждением о недостатках и преимуществах каждого из них.
Как научиться критически мыслить: навыки критического мышления
- Оценивать расходование своего свободного времени: куда и на что уходит Ваше время.
- Каждый вечер анализировать свой прошедший день: что делали, чего достигли, какие совершили ошибки. Затем составить план по исправлению недочетов.
- Адекватно и объективно оценивать действительность. Даже если Вам не по душе происходящее, не нужно убегать от реальности. Нужно стараться принять ее, рассмотрев все ее стороны.
- Учиться всегда иметь свое мнение на происходящее, а не поддакивать массовым заблуждениям.
- Стараться относиться к происходящему с долей иронии и юмора. Это поможет не впасть в крайности.
- Критически воспринимать происходящее: стараться оценивать происходящее (идеи, события и т.п.) со всех сторон.
- Стараться оценивать рассуждения и действия человека, но не его личность.
- Избегать крайностей. Не зря существует поговорка о «золотой середине»: крайности в суждениях, как правило, приводят к неверным выводам и решениям.
- Наблюдать. Наблюдение в любой ситуации помогает собрать недостающую информацию, открывать новые стороны.
- Тщательно анализировать информацию и происходящее – это способствует развитию критического склада ума.
- Всегда обращать внимание на сомнения и двусмысленность идей, ситуаций, событий. Искать им доказательства или опровержения до тех пор, пока не выявится истинное положение вещей.
- Накапливать знания и расширять кругозор. Для критического оценивания чего-либо, обоснования своей позиции, принятия верных решений человек должен обладать элементарными знаниями о всех сферах жизни. Отсюда, ему необходимо пополнять свои знания и расширять кругозор.
Упражнения для развития критического мышления
- Самопознание и самоанализ: изучение своих способностей, черт характера, личностных качеств, а также видение и оценивание себя со стороны. Такая ежедневная практика поможет критично относиться и к себе.
- Использование метода дедукции. Это метод предполагает суждение по направлению от общих положений к частным выводам. Например, у всех рыб есть плавники. Лосось – рыба, следовательно, у лососи есть плавники.
Напомним, что самым лучшим примером работы этого метода в действии являются рассуждения Шерлока Холмса.
- Использование математических методов (схемы, таблицы, диаграммы). Например, можно составить список всех вариантов решения задачи и оценить их по определенным критериям в баллах. В результате выявится самый оптимальный вариант.
- Познавать новое каждый день. Любопытство, поиск интересующей Вас информации не только удовлетворит Ваши интеллектуальные потребности, но и будет создавать новые нейронные связи в мозгу и поддерживать его в тонусе, не давая ему стареть.
- Задавать себе серьезные вопросы и отвечать на них. Этот прием помогает увидеть все стороны рассматриваемого в вопросе объекта, осознать наличие разных вариантов ответов.
- Активно слушать других. Вникая в то, о чем говорят другие, полностью понимая их точку зрения, человек анализирует и оценивает. Это отличается от того, как большинство людей, вместо того, чтобы услышать и понять сказанное другим, просто автоматически поддакивают и пропускают суть.
- Решать жизненные задачи. Порой задачи, которые ставит перед человеком Жизнь, не менее интеллектуальные, чем задачи по математике. Например, как улучшить проект дома или как решить недоразумение с коллегой и т.п. Поиск оптимального решения таких задач здорово развивает наши интеллектуальные способности и критическое мышление.
- Хорошо развивает критическое мышление обмен с одноклассником (одногруппником или коллегой) своими работами (сочинение, рефераты, проекты, курсовые, отчеты и т.п.) и рассмотрение их плюсов и минусов.
- Работа с картой памяти. Ментальная карта – это метод представления идеи или другого объекта в систематизированной, комплексной и графической форме. В центре листа располагается главная идея, от которой во все стороны идут разветвления-подтемы, которые разрастаются дальше, отражая ход наших мыслей. Такая карта позволяет увидеть причинно-следственные и смысловые связи между выявленными частями.
- Работа с кластером (в переводе «кисть, пучок»). Кластерный анализ предполагает объединение множества рассматриваемых объектов в однородные группы. Например, если взять задачу написания книги, то кластер этой задачи будет включать все основные пункты этой работы: цель, выбор жанра, план и график, написание эпилога,1 главы, 1 главы, 3 главы, пролога, редактирование, оформление, издание.
Графически кластер обычно изображается так: наверху в центре листа пишется задача, ниже которой в ряд размещаются все пункты. Под каждым пунктом «повиснут» конкретные последовательные шаги по его выполнению.
Книги по развитию критического мышления
- И. Клейнер «Критическое мышление: полный курс лекций»,
- А. Бутенко, Е. Ходос «Критическое мышление: метод, теория, практика»,
- Р. Бертон « Разум VS Мозг. Разговор на разных языках»,
- Д. Халперн «Психология критического мышления»,
- С. Коттрелл «Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни» и др.
В завершение хотелось бы отметить, что отсутствие критического мышления может дорого стоить человеку. Ведь некритичного человека можно легко ввести в заблуждение и манипулировать им. Поэтому лучше иметь навыки критического мышления.
Вместе с тем не стоит впадать в крайность и критиковать все подряд, так как это тоже будет иметь отрицательные последствия.
Нужно всегда помнить, что критическое мышление должно работать на пользу, а не во вред.
Желаю Вам Любви и полезного критического мышления!
Лада