Домой / Психология личности / Альтернативное образование и его недостатки

Альтернативное образование и его недостатки

Альтернатива – это возможность выбора. А в сфере образования альтернатива имеет в виду возможность отказа от традиционной образовательной системы и выбора другой, более приемлемой на взгляд родителей.

Сейчас сделать это возможно, так как это право прописано в «Законе об образовании» и закреплено другими документами.

Конечно, порывы родителей можно понять, ведь традиционная, или так называемая «авторитарная» система образования на данный момент имеет немало недостатков. С одной стороны, общество развивается, человек прогрессирует, а с другой стороны, традиционная образовательная система продолжает работать на тех же принципах и методиках. И это несоответствие с каждым годом проявляется все резче. Поэтому, согласно мнению немалого количества родителей, традиционная школа не может полностью раскрыть потенциал детей.

Вместе с тем, хотелось бы заметить, что и альтернативное образование тоже имеет свои недостатки.

Недостатки альтернативного образования

  1. проблемы с адаптацией в других образовательных учреждениях. Например, так как вузы – это тоже часть традиционной образовательной системы, то нередко ребенку, завершившему обучение в альтернативной школе, приходится сталкиваться с другими реалиями, чем он видел. Или, например, по каким-либо обстоятельствам или в связи с переездом ребенок после альтернативной школы начинает посещать традиционную школу. После достаточно «мягкой» педагогики ему придется столкнуться с авторитарной;
  2. цена вопроса. Конечно, если выбранная школа является негосударственной, частной, то и за обучение нужно будет платить, и не дешево. Нет-нет, я не хочу никоим образом напугать родителей, потому что кто решается на этот шаг, он уже на цену не будет смотреть. Потому что, если ребенок очень одарен, то, безусловно, ему нечего будет делать в обычной школе. Наоборот, в такой усредненной среде он может начать деградировать в своем развитии;
  3. риск поддаться красивым слоганам. Да, есть настоящие альтернативные школы, которые уже работают в нашей стране много лет (школа Щетинина, школа Монтессори, Вальдорфская школа, школа-парк и др.). По ним можно найти нужную информацию об особенностях образовательного процесса в них и посмотреть отзывы. Но есть и очень «молодые», недавно открытые школы, которые находятся только на стадии эксперимента. И поэтому их пока невозможно назвать настоящими альтернативными школами. Плюс еще это модное веяние дало возможность открывать частные школы не только передовым педагогам от Бога, но и не горящим желанием обучить детей не очень честным лицам, захотевшим заработать на этом;
  4. неясность и расплывчатость программ некоторых новомодных школ. Все частные школы должны не только развивать детей, но и сделать так, чтобы они могли получить такие же официальные документы об окончании школы, как и выпускники обычных школ. А это уже связано с соответствием их образовательной деятельности государственным требованиям (то есть, частные школы тоже проходят аккредитацию и проверки). Но как заполнить вкладыш аттестата, если например, в некоторых альтернативных школах нет ни оценок, ни журналов, ни экзаменов, ни обычных уроков, ни четкой квалификации у учителей и т.п.? Поэтому, чтобы хоть как-то выровнять эту ситуацию, государство требует, чтобы учащиеся альтернативных школ тоже сдавали и ОГЭ, и ЕГЭ.

Конечно, плюсы у альтернативных школ тоже есть, и связаны они в основном, со свободой развития учащихся.

Положительные стороны альтернативного образования

  1. гибкие требования к учащимся. Безусловно, понимая, что каждый ребенок – уникальная личность со своим темпом развития, альтернативные школы учитывают это при организации образовательного процесса;
  2. заинтересованность педагогов. Так как альтернативные школы содержаться на свои средства, то они дорожат каждым своим учеником, а, значит, работают на качество: они действительно хотят помочь ему в развитии и раскрытии склонностей;
  3. использование широкого набора средств и способов обучения и оценивания. Это позволяет более продуктивно использовать время, отведенное на процесс обучения и  объективно оценивать достижения учеников;
  4. удовлетворение не только интеллектуальных, но и эмоционально-душевных потребностей учеников. То есть, альтернативные школы не ставят во главу угла передачу знаний и умений, а стараются развивать детей всесторонне. Как результат – дети таких школ с удовольствием посещают занятия;
  5. домашнее образование как вид альтернативного образования. Да, право на такой вид образования наши дети тоже имеют. И у нас в стране есть немало фактов организации родителями домашнего образования в своих семьях. Почему бы и нет, ведь кто лучше знает особенности и склонности своих детей? Родители, поэтому они и могут самым оптимальным образом организовать дома процесс обучения. Особенно, если они имеют высшее образование.

А Вы какое образование выбираете для своих детей? Поделитесь своими мыслями.

Лада

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *