Домой / Фобии / Страх учебы и его причины

Страх учебы и его причины

Со страхом учебы чаще сталкиваются дети, особенно первоклассники. И связано это с неготовностью идти в школу, то есть интеллектуальной и психологической незрелостью личности. Школьника пугает одна мысль о том, что нужно каждый день ходить на занятия, делать уроки. А еще и родители подливают масло в огонь, твердя о том, как это важно, что они ждут хороших оценок от своего отпрыска. Однако давление родителей и неразвитая психологическая готовность не единственные причины софофобии, а дети не единственные, кто сталкиваются с этим.

Что такое софофобия

Что такое софофобия? Это иррациональный страх перед процессом обучения, усвоением новых знаний; панический страх перед учебой и образовательными учреждениями. Софофоб избегает школ, университетов, профессиональных училищ.

Одни больные боятся только образовательных учреждений и обучения, других пугает даже процесс самообразования. Кого-то пугает отдельный предмет и вещи, связанные с ним. Например, страшит математика, формулы, линейки, потому что ребенок не может освоить эту программу или потому что возник конфликт с учителем математики. А кого-то пугает весь процесс обучения и все, что с ним связано: здания, парты, стулья, форма, доска, указка, тетрадь и т.д.

Что скрывается за страхом перед учебой:

  • страх неудачи;
  • боязнь критики, порицания, осуждения;
  • страх разочаровать, не оправдать ожидания;
  • страх потерять любовь и признание;
  • конфликты в отношениях с учителями;
  • боязнь коллектива, буллинг.

Кого-то мучает страх учебы в университете, кого-то боязнь учебы за границей, кто-то страдает от страха перед учебой как таковой или от страха учебы в другом городе. За боязнью учиться за границей, в другом городе, университете скрывается страх перемен, неизвестного и неуверенность в себе.

Это интересно! Боязнь учиться чаще возникает в возрасте 12 лет, а ее проявления больше заметны в подростковом возрасте.

Признаки фобии

Как и другие фобии, софофобия проявляется на психологическом и соматическом уровне.

Соматические симптомы:

  • одышка;
  • учащенное сердцебиение;
  • аритмия;
  • боль в груди;
  • чувство удушья;
  • дрожь;
  • напряжение и боль в мышцах;
  • тремор конечностей;
  • сухость во рту;
  • тошнота и рвота;
  • диспепсия;
  • частое мочеиспускание;
  • панические атаки.

Симптомы усиливаются перед выходом из дома, при заходе в школу. Чем сильнее страх, тем заметнее изменения в поведении. Ребенок становится нервным, возбужденным, старается убежать, спрятаться.

Другие психологические симптомы фобии:

  • хроническое беспокойство и напряжение;
  • пессимизм;
  • ощущение безвыходности ситуации;
  • чувство обреченности;
  • убеждение, что все будет только плохо, ничего хорошего не произойдет;
  • ухудшение когнитивных способностей.

Ослабление внимания и памяти мешает учебе, успеваемость заметно снижается, что еще больше усугубляет течение фобии. «Ничего не получается, одноклассники обижают, учителя ругают», – примерно так дети описывают свое состояние и нежелание учиться.

Больной придумывает отговорки, чтобы не ходить в школу. Он симулирует болезни или испытывает вполне реальные психосоматические симптомы, врет, уходит в школу, а сам скитается по улицам. Взрослые софофобы оправдывают себя тем, что и так все знают, что им это не нужно, что они люди простые или консервативные. Повышение по карьере им не нужно, новый вид деятельности или смена профессии неинтересна.

Причины появления

Боязнь обучения начинает формироваться в детстве. Причины и негативные факторы можно поделить на несколько групп: отношения с родителями, отношения со сверстниками, отношения с учителями. Рассмотрим их подробнее.

  1. Недостаток педагогической культуры, такта и компетенции у учителя. Каждый ребенок уникален, а его обучение и воспитание требует индивидуального подхода. Однако не все педагоги следуют этому принципу. Из-за чего застенчивые и тихие дети становятся объектом осуждений, наказаний, унижений, в том числе перед всем классом. Кроме этого негативное влияние на психику ребенка оказывает авторитарный или попустительский стиль преподавания. И то и другое рождает конфликты между учителями и учениками, а как следствие нежелание ходить в школу.
  2. Жестокость одноклассников, насмешки, тирания. Роль изгоя, унижения вызывают стойкие негативные ассоциации между процессом обучения и состоянием ребенка. В этом случае страх направлен не на саму учебу, а на одноклассников. Такой человек способен обучаться самостоятельно дома, но он не хочет ходить в школу, а потом и в колледж, техникум, ВУЗ. Но встречается и другой сценарий развития событий. Если ребенка задирали из-за успехов в учебе, отличных оценок, то он сознательно может изменить свое поведение и отношение к обучению, чтобы не выделяться из группы одноклассников.
  3. Завышенные требования и ожидания со стороны родителей, критика, наказания, упреки, давление. Кто-то лаской внушает ребенку установку на то, что он должен хорошей учебой заслужит любовь родителей, а кто-то силой вбивает это, наказывает за плохие оценки. В этом случае формируется отвращение к самому процессу освоения и получения знаний.
  4. Психические заболевания и органические поражения. Например, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) вызывает проблемы с адаптацией и успеваемостью. Постоянные неудачи в учебе, скучные уроки, строгие учителя провоцируют развитие софофобии.
Это важно! Если ребенок под любым предлогом старается избежать похода в школу, то нужно рассматривать это как тревожный сигнал. В лучшем случае это говорит об одном нерешенном конфликте, в худшем случае свидетельствует о начале развития невроза, фобии.

Как избавиться от софобии

Как побороть страх учебы? Для лечения софофобии используется гипноз и нейролингвистическое программирование (НЛП). Но это не единственные методы преодоления, остальные рассмотрим подробнее. Кроме этого важна поддержка родителей, близких людей и желание самого больного. На запущенных стадиях для облегчения симптом назначают транквилизаторы и седативные препараты.

Самостоятельная работа с фобией и помощь родителей

Заметив признаки софофобии, родители должны немедленно обратиться к психологу или попробовать самостоятельно разобраться в мотивах и проблемах ребенка. Специалисты не рекомендуют заниматься самолечением. Вместо этого они предлагают признать проблему, обратиться к психологу и следовать составленной им индивидуальной программе коррекции. Она, как правило, включает три направления: работа со школьником, работа с семьей (налаживания отношений, построение благоприятного психологического климата), помощь ребенку в социализации и адаптации (вхождение в коллектив).

Это важно! На ранних стадиях болезни будет достаточно всего нескольких сеансов психотерапии. Поэтому не рекомендуется оттягивать поход к врачу и заниматься самолечением, это может усугубить ситуацию.

Советы психологов

Как побороть страх учебы у ребенка? Психологи рекомендуют прислушиваться к мнению и пожеланиям ребенка. Возможно, стоит сменить школу или записать ребенка в кружок по интересам. Притом важно, чтобы он сам выбрал кружок. Кроме этого стоит рассмотреть альтернативные формы обучения, перевод в класс с особым уклоном (снова нужно обратить внимание на предпочтения ребенка).

Как побороть страх учебы в другом городе:

  1. Сохраните связь с друзьями, общайтесь по телефону, скайпу. Это будет ваш источник поддержки.
  2. Перед отправкой найдите в интернете кого-то из ваших будущих одноклассников, одногруппников. Опишите свою ситуацию, предложите дружбу, попросите об экскурсии по новому городу.
  3. По прибытии в город и учебное заведение сразу же запишитесь в клуб по интересам. Чем вы занимались в своем городе, что вам было интересно, что получалось, то и выбирайте. А может быть, вы давно хотите чем-то заняться, но в вашем городе не было такой возможности, а теперь она есть?
  4. Адекватно оценивайте себя, будьте собой. Не пытайтесь понравиться, угодить.

Как преодолеть страх учебы за границей:

  1. Следуйте всем советам из предыдущего списка.
  2. Старайтесь думать в настоящем и решать актуальные проблемы по мере их поступления.
  3. Осознайте иррациональность страха перед будущим и неизвестностью. Никто не знает, что ждет нас завтра в глобальном смысле, но вы можете спланировать свой день. Например, подготовьте экскурсионную программу, запаситесь карманным словарем разговорного английского (другого языка).
  4. Как можно больше общайтесь с местными жителями, вливайте в кружки, секции, клубы.
  5. Помните о принципе «шести рукопожатий». Поговорите со своими знакомыми, пусть они спросят своих знакомых, а те своих, и вы наверняка найдете кого-то, кто сможет оказать вам поддержку в первое время.
  6. Помните, что все препятствия преодолимы, а проблемы решаемы. Вопрос в том хотите ли вы их преодолевать и решать.
  7. Помните о главной цели переезда, мотивируйте себя воспоминаниями о предыдущих достижениях, мыслите конкретно (не «у меня ничего не получается», а «у меня не получается то-то и то-то, но я могу сделать то-то и то-то, чтобы исправить это»).
Это важно! Приходя на учебу в университет, все студенты сталкиваются с трудностями. И неважно, в своем городе они находятся, чужом или за границей. Главное не концентрироваться на неудачах и как можно четче видеть реальную картину. А побороть страх можно только одним методом – общаться с людьми, знакомиться, вливаться.

Арт-терапия

Подходит для лечения детей и подростков. Инструмент терапии подбирается в индивидуальном порядке. Это может быть лепка, рисование, игра на музыкальном инструменте, театр и другое. Сначала при помощи анализа продуктов творчества психолог находит первопричину страха, после этого он помогает ребенку проработать ситуацию и побороть страх. Метод арт-терапии полезен еще и тем, что помогает в самореализации, раскрытии потенциала, направлении энергии в нужное русло. Снижение уровня тревоги и стресса – вспомогательный эффект арт-терапии.

Когнитивно-поведенческая терапия

Используется для лечения взрослых пациентов. Психолог помогает клиенту выявить деструктивные установки и паттерны поведения. Вместе они анализируют пугающие ситуации, разбираются в причинах страха. После того как причина найдена, а старая ситуация проработана, психолог обучает клиента методам релаксации и саморегуляции, новым методам реагирования на стресс. Специалист учит клиента видеть преимущества обучения, его положительные стороны и ценность. После этого больной и психолог составляют список пугающих ситуаций, под контролем специалиста клиент сближается со страхом, пробует применять новые методы реагирования.

Опасность развития фобии

В зависимости от типа фобии больного преследуют разные осложнения. Например, если он боится самого процесса обучения, то в будущем возникают проблемы в освоении новой компьютерной программы, новых обязанностей на работе, нового гаджета, то есть возникает страх учиться новому. Если больной боится коллектива, то ему сложно находиться на семинарах, групповых тренингах, просто в рабочем коллективе.

Из-за фобии заметно снижается качество и уровень жизни больного. Некоторые софофобы способны на самостоятельное обучение, но найти работу им все равно будет проблематично, так как большинство работодателей требуют наличие аттестата об образовании. Больной не может окончить курсы переподготовки или повышения квалификации, из-за чего не может продвинуться по карьерной лестнице. Даже в быту мы постоянно осваиваем что-то новое, учимся чему-то. Для софофоба вся жизнь превращается в ад.

Это важно! Софофобия, конфликты в отношениях с одноклассниками, родственниками или учителями могут привести к побегам из дому, депрессии, попытке суицида, нервному срыву.

Профилактика

Профилактику нужно проводить в детском возрасте. Нельзя заставлять ребенка заниматься тем, что интересно родителям, или тем, что им не удалось когда-то. Нельзя ставить ультиматумы типа «вот получишь пятерки по всем предметам, тогда и сможешь своей музыкой/футболом/хоккеем заниматься». Нельзя наказывать ребенка за неуспеваемость.

Вместо этого нужно разобраться в ее причинах. Может быть, у ребенка нет склонностей к этому предмету, а, может быть, дело в учителе. Важно внимательно слушать ребенка, обращать внимание на его проблемы и жалобы. Необходимо научить ребенка решать конфликты. Важно поддерживать его и хвалить.

Это важно! Родители должны учитывать интересы и способности ребенка, уважать его выбор и индивидуальность. Нужно рассказывать о важности обучения, подкреплять это личным позитивным примером, направлять ребенка по пути его индивидуального развития, максимального раскрытия потенциала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.