Некоторые фобии совсем не мешают человеку в повседневной жизни, другие же напоминают о себе ежедневно и делают жизнь невыносимой. Одна из таких фобий – графофобия.
Графофобия – что это
Содержание
Графофобия – это боязнь письма, письменных принадлежностей. Название образовано от греческих слов grapho, что значит чертить, писать, изображать и phobos, что значит страх. Альтернативное название – скрипфофобия. Человек не может излагать свои мысли в письменном виде, боится взять в руки карандаш, ручку, маркер, мел, фломастер или другой канцелярский инструмент. Страх письма ярче всего проявляется в детстве. Он мешает обучению, некоторые дети даже отказываются ходить в школу. Взрослые графофобы бросают обучение.
Признаки
Главный признак – избегание письма. Школьники придумывают отмазки, чтобы прогулять занятия (болит живот, плохо себя чувствую) или просто не ходят на уроки. Взрослые люди стараются использовать другие средства для фиксации информации, например, диктофон. Некоторые графофобы украдкой от других излагаю свои мысли на бумаге, но в остальное время делают вид, что не используют письменность. Если графофобу нужно написать что-то в присутствии другого человека, то он становится раздражительным, агрессивным. Иногда наблюдается спазм, дисфункция мышц кисти. В остальное время человек отлично владеет руками.
При мысли о том, что нужно что-то записать, графофоба охватывает паника. Она проявляется рядом соматических симптомов:
- скачки давления,
- тахикардия,
- аритмия,
- расширение зрачков,
- тремор конечностей,
- озноб,
- потливость,
- побледнение или покраснение кожи,
- тошнота,
- рвота,
- головная боль,
- головокружение.
В таком состоянии человек может потерять сознание или вести себя неадекватно, например, кидаться предметами, убегать, кричать.
Причины
Причины развития графофобии:
- Неудачный опыт написания прозы, поэзии. Человек боится осуждения, отвержения, критики, насмешек, непонимания.
- Комплексы из-за почерка. В детстве педагоги, родители, одноклассники высмеивали, ругали за плохой почерк. Некоторые родители бьют ребенка, если тот не может правильно написать слово или красиво вывести букву.
- Боязнь изложения личных мыслей, страх осуждения, прочтения их чужими людьми. В детстве графофоб вел личный дневник, но родители нарушили главное педагогическое правило и прочитали его, а потом еще и наказали ребенка за что-то или пристали с расспросами о чем-то из прочитанного.
- Воспоминания о том, как ребенок был наказан за обмен записками на уроке. Или воспоминания о том, как он был высмеян перед всем классом за любовную записку.
- Провал на письменном экзамене, плохая оценка за контрольную работу. Вероятность развития фобии усиливается, если ребенка наказали за это, студент лишился стипендии.
- Физические травмы, полученные во время письма, например, порез о бумагу или укол острым карандашом.
- Описка в важном документе, которая повлекла за собой серьезные последствия.
Как бороться
Легкую степень расстройства можно преодолеть самостоятельно. Для коррекции состояния при осложненной фобии понадобится помощь психолога.
Самостоятельная борьба
Постепенно приучайте себя к письму. Сначала вы можете использовать компьютер, планшет. Позже переходите на ручку и бумагу. Учитесь контролировать свои реакции при помощи техник релаксации, медитации. Проводите тренировки по письму в расслабленном состоянии. Ведение дневника, письменный анализ проблемы – один из методов психотерапии. Купите тетрадь с замком и приучите себя вести дневник. Это может быть дневник эмоций, целей, достижений, планов, наблюдений и т.д.
Помощь психолога
Психологи используют гипноз, когнитивно-поведенческую психотерапию, метод систематической десенсибилизации, индивидуальную и групповую психотерапию, НЛП. Программа психокоррекции подбирается индивидуально.
Чем опасна
Графофобия мешает образованию, работе, развитию личности. Человек оказывается оторванным от общества. На фоне этого развивается комплекс неполноценности, неврозы, другие фобии. Нас просят расписаться в больнице, при получении паспорта, при доставке каких-либо вещей и т.д. Каждое из подобных мероприятий превращается для графофоба в пытку. Поэтому на запущенных стадиях фобии люди отказываются от какой-либо активности и взаимодействия с социумом. Если фобия возникает во взрослом возрасте, например, у писателей, журналистов, официантов, то человек теряет работу.
Профилактика
Родители должны внимательно относиться к ребенку. Нужно разобраться, почему он не хочет ходить в школу, выполнять домашние задания. Некоторые родители вместо этого просто наказывают школьника, чем еще больше усугубляют ситуацию. Нельзя читать личные дневники детей, нельзя наказывать их за плохие оценки или плохой почерк. Почерк и оценки в принципе не заслуживают такого внимания, но если хочется повлиять на ребенка, то лучше использовать аргументированное убеждение, ласку, похвалу, личный пример. Нельзя высмеивать творчество ребенка, нужно хвалить и поддерживать. Можно аккуратно критиковать, если это поспособствует развитию чада.