Аутизм – психическое расстройство, при котором человек оказывается оторванным от реальности. Возникает чаще в детском возрасте, может проявиться с рождения. В настоящее время медицина и психология не знает методов полного излечения от аутизма. Обычно терапия направлена на поддержание более или менее нормального состояния и функционирования индивида. Однако если разобраться в психосоматических причинах болезни, то можно значительно улучшить и ускорить процесс лечения.
Аутизм симптомы
Содержание
Зацикленность аутиста на своем внутреннем мире – характерный симптом заболевания. Аутисты замкнуты, необщительны, оторваны от реальности. Встречается разное сочетание признаков аутизма.
Для постановки диагноза достаточно наличия трех из следующих симптомов:
- молчание, проблемы с речью (аутисты очень поздно начинают говорить);
- дефекты речи, исключение местоимения Я;
- нездоровая замкнутость, любовь к одиночеству;
- бурное реагирование на любые изменения привычной обстановки, ритма жизни;
- стереотипные и навязчивые действия (покачивания тела, мотание головой);
- потеря аппетита;
- неспособность смотреть прямо в глаза.
Отдельно стоит выделить ранние признаки аутизма:
- избегание прямого взгляда в глаза;
- отсутствие интереса к другим детьми;
- негативная реакция на прикосновения, ласку, нежность;
- категорическое непринятие некоторых звуков, действий, других внешних факторов;
- склонность к выстраиванию предметов в одну линию;
- молчание;
- отсутствие здорового чувства опасности, инстинкта самосохранения;
- гиперактивность или наоборот пассивность;
- частые истерики;
- упрямство;
- непослушание.
Голос аутистов спокойный и тихий, речь монотонная. Лицо не выражает эмоций, задумчивое. На вопросы аутисты отвечают односложно или вовсе молчат. Большинство особенных детей не откликаются на свои имена или сторонние раздражители. Они руководствуются своими потребностями и сиюминутными желаниями.
В чем же причина аутизма
Медики видят причину в мутации генов, органических поражениях мозга плода во время беременности матери (инфекции во время беременности), родовых травмах (сложные роды, недоношенность).
Психологи называют иные причины аутизма. Аутизм психосоматика:
- конфликты между родителями;
- критика и наказания;
- непринятие ребенка (нежеланная беременность);
- развод родителей;
- психические расстройства и проблемы матери (обида, ревность, ненависть, стресс, депрессия).
Аутизм – это способ ухода от реальности. Ребенок бежит в мир фантазий, когда ему неприятен реальный мир.
Аутизм у взрослых
Психосоматический аутизм (без врожденных отклонений и патологий) может возникнуть в любом возрасте, в том числе во взрослости. В таком случае к причинам можно отнести следующее:
- затяжная депрессия;
- черепно-мозговые травмы;
- психические расстройства и заболевания.
Однако чаще взрослый аутизм вытекает из детского расстройства.
Аутизм у детей
У детей болезнь развивается по следующим причинам (неврожденный аутизм):
- дефицит ласки, внимания, тепла со стороны родителей;
- ревность к другим членам семьи;
- ненадлежащий уход за малышом, игнорирование его потребностей и интересов;
- гиперопека;
- некорректный режим дня или его отсутствие.
Частая смена места жительства или школы, отсутствие друзей, высокие нагрузки в образовательном учреждении, неблагоприятный психологический климат в семье – все это становится причиной приобретенного детского аутизма.
Психосоматика заболевания
Аутизм еще не изучен до конца. Исследователи продолжают искать лекарство, новые методы коррекции поведения и объяснение развития болезни. Аутизму и в психологии можно найти разное объяснение. Давайте рассмотрим теории популярных психосоматистов подробнее.
По Лиз Бурбо
По Лиз Бурбо физическая блокировка при аутизме выражается следующими симптомами:
- оторванность от реальности;
- замкнутость;
- молчаливость;
- уход в себя;
- избегание взгляда глаза в глаза;
- исключение из речи местоимения Я;
- потеря аппетита.
Эмоциональная блокировка, или психосоматические причины, кроются в том, что до 8 месяцев жизни между ребенком и матерью произошел какой-то конфликт. Из-за чего дитя отвергает этот мир.
А также Лиз Бурбо считает, что аутизм может быть кармическим ответом на старую жизнь. Возможно, ребенок не принимает свое новое воплощение. В таком случае исцеление зависит только от него. Он должен сделать выбор: замкнуться в себе или принять и прожить новый опыт.
Что делать родителям:
- принимать и безусловно любить;
- поддерживать право выбора малыша;
- делиться своими переживаниями, связанными с диагнозом (но только так, чтобы у чада не возникло чувство вины);
- общаться с ребенком.
Родители должны подумать, какой урок болезнь преподносит им. А чтобы понять смысл урока, нужно определить, что в рамках болезни вызывает большую трудность.
По Синельникову
Валерий Синельников видит причину детского аутизма в конфликтах между родителями. Даже если дитя не видит ссор, он их чувствует. Как и то, хотели ли родители заводить ребенка. На энергетическом уровне малыш все знает о своих родителях: их мысли, чувства, желания. Только выразить словами он ничего не может, потому реагирует телесно, на уровне здоровья. А еще дети отвечают за грехи родителей.
Оказывает влияние и состояние матери на период беременности. Негативные предпосылки:
- мысли о несвоевременной беременности;
- страх перед родами, будущими изменениями фигуры и отношений с мужем;
- ревность;
- ссоры с мужем и (или) родителями;
- обида.
Все это закладывает программу на самоуничтожение. Ребенок рождается или уже больным или с очень слабым иммунитетом, что потом приводит к постоянным болезням.
Для коррекции аутизма мама и папа должны пересмотреть свое поведение, изменить свои мысли. Болезнь – сигнал о том, что в семье отсутствует гармония.
По Жикаренцеву
Владимир Жикаренцев видит причину в поведении взрослых. Они не принимают своего ребенка, возможно, он родился не того пола или не с тем цветом глаз, не в то время, когда хотели они. Вторая причина – родители сами ведут себя как дети: кричат, спорят, упрямствуют. Они зациклены на ложных законах и социальных идеях.
Аффирмация на исцеление: «Этот ребенок под Божественной защитой и окружен любовью. Мы провозглашаем ментальный иммунитет (невосприимчивость)».
По Луизе Хей
Луиза Хей считает, что в детском аутизме виноват инфантилизм взрослых. А также их представления об идеальном сыне или дочери и идеальной семье, требования и ожидания.
Аффирмация на исцеление: «У этого ребенка Божественная защита, он окружен любовью. Мы требуем неприкосновенности его психики».
Особенности лечения
Психологической причиной аутизма может быть психотравма. Например, разлука с родителями или жестокое обращение. Некоторые родители настолько заняты работой, что могут надолго запирать ребенка одного дома или отправлять его поиграть в свою комнату. Со временем вынужденная изоляция входит в привычку, а обида и разочарование заставляет малыша еще больше замкнуться в себе. Это же справедливо для взрослых людей. Лечение аутизма всегда требует помощи психотерапевта.
Лечение детского аутизма
Аутизм нельзя вылечить полностью, но чем раньше начнется терапия, тем выше шансы малыша на успешную адаптацию в обществе. Собственно, на это и направлено лечение. А состоит оно из трех частей:
- Прием медикаментов. Обычно используется для устранения симптомов и последствий аутизма: агрессии, тревожности, истеричности, нервных тиков, гиперактивности, перепадов настроения и т.д. Лекарства для коррекции психики может назначить только невропатолог и психиатр.
- Логопедия. Аутисты всегда страдают от проблем с речью. Кто-то совсем не говорит, кто-то проглатывает буквы или повторяет слова.
- Психотерапия. Можно обратиться к детскому медицинскому психологу, клиническому психологу или психотерапевту. Специалист построит план работы с родителями и ребенком. А также поможет им найти общий язык друг с другом.
В лечении аутизма эффективен метод АВА (прикладной анализ поведения). Психологи, родители и педагоги наблюдают за поведением больного, его реакциями на внешние раздражители. Позже при помощи манипуляций с внешними факторами они корректируют поведение ребенка. Основной принцип давно известен психологии: положительное поведение подкрепляется, подопечный повторяет то, что приносит ему положительные эмоции.
Полезна терапия с животными. Аутисты очень любят взаимодействовать с дельфинами, лошадьми, собаками. Нужно только определить, что подойдет конкретному ребенку.
Совместно с родителями психолог определяет хобби для подопечного. Нужно понять, что интересно малышу и что ему удается. Увлечение полезно для физического и психического развития. Результат терапии в таком случае будет заметнее.
Рекомендации по коррекции аутизма у детей
Аутизм диагностируется в среднем на третьем году жизни ребенка. В это время становятся заметны все симптомы, а поведение ребенка выглядит явно странным относительно других детей. Аутистов сложно назвать больными детьми. Они не имеют психических или физических дефектов. Таких детей можно назвать особенными. У них своя норма. И они воспринимают свое состояние как нормальное, ведь другого мира они не знают.
Глубокая увлеченность внутренним миром становится неплохой предпосылкой для творческого развития. Среди аутистом много выдающихся художников, поэтов, музыкантов. У каждого особенного ребенка есть свои творческие задатки. Нужно их выявить и развивать. Это станет и связующим звеном между родителями и ребенком, и средством социализации.
У аутистов две основные слабости: дезадаптация и проблемы в сфере общения. Коррекционная работа включает следующие этапы:
- Формирование поведения: стимулировать и развивать речь, помогать в формировании речевых коммуникаций, установке связей с другими детьми.
- Устранение нежелательных поведенческих реакций: редукция самостимуляции и стереотипии, устранение саморазрушающего поведения, использование метода АВА, ТЕАССН-программы.
Рекомендации для родителей
Как вести себя с особым ребенком:
- Принимать его таким, какой он есть.
- Составить и поддерживать режим дня и ритм жизни.
- Быть внимательным к вербальным и невербальным реакциям на раздражители. Научиться улавливать даже самые мелкие проявления раздражения.
- Не оставлять ребенка одного. Он хочет этого, но ему это неполезно. Нужно ненавязчиво включать ребенка в жизнь общества.
- Объяснять что-либо при помощи наглядных материалов.
- Не переутомлять ребенка.
- Быть терпеливым, не реагировать ответной агрессией.