Домой / Психология личности / Конус обучения Эдгара Дейла и его эффективное применение

Конус обучения Эдгара Дейла и его эффективное применение

Хорошо помню, как в педагогическом вузе нам рассказывали о том, что увиденное усваивается лучше, чем услышанное. Это называлось принципом наглядности обучения (наверное, все помнят, как в школе учителя не только рассказывали материал, но и показывали разные таблицы, картины, скелет человека и т.д.).

А принцип связи теории с практикой говорил о том, что выполняемые учениками практические действия позволяют намного повысить эффективность обучения (здесь стоит вспомнить все опыты на уроках физики и химии, а также уроки технологии, ну и просто самостоятельное решение задач или синтаксический разбор предложения).

Это все вспомнилось, когда я увидела конус обучения американского педагога Эдгара Дейла.

Его конус (или пирамида) состоит из нескольких горизонтально поделенных частей с перечислением способов обучения. Причем, эти способы описываются, начиная с наименее эффективного вверху и движением к наиболее эффективного в основании конуса.

Способы обучения Эдгара Дейла

Какие же способы обучения выделяет Дейл:

  • чтение книг;
  • слушание другого или аудиокниг;
  • просмотр изображений;
  • просмотр видеороликов, где изображения комментируются;
  • демонстрация макетов с одновременным объяснением;
  • дискуссия как возможность высказывания своей позиции;
  • выступление перед другими, рассказ другим;
  • участие в обучающей постановке, сценке;
  • имитация реальных действий (проведение опытов, лабораторных работ др.);
  • выполнение реальных действий (например, приготовление еды или столярничание на уроках технологии).

Отсюда, видим, что самым эффективным способом обучения чему-либо является непосредственное делание, то есть, не пассивное чтение или слушание, а активные действия самого человека.

В завершение хотелось бы заметить, что, хотя Дейл сам построил этот конус обучения, мы не можем сказать, сам ли он выявил перечисленные способы. Потому что, например, про тот же самый принцип наглядности впервые в истории педагогики был обоснован еще в 17 веке великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским.

С другой стороны, не столь важно, кто и когда разрабатывает те или другие принципы и способы обучения, главное, чтоб они работали на пользу людям.

А, зная содержание конуса Дейла, Вы можете подобрать самые действенные способы самообучения, или использовать их для занятия со своим ребенком. То есть, Вы уже не будете говорить ему «возьми и прочитай», а захотите применить более продуктивные способы обучения.

А какие способы обучения используете Вы? Поделитесь в комментариях.

Лада

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector