Логическое мышление – что это такое
Содержание
- 1 Логическое мышление – что это такое
- 2 Через какие этапы проходит развитие логического мышления
- 3 Как развить логическое мышление: способы
- 4 Задачи на развитие логического мышления
- 5 Упражнения для развития логики у детей и взрослых
- 6 Развиваем логическое мышление с помощью интеллектуальных игр
- 7 Книги, развивающие логическое мышление у взрослых
- 8 Книги, развивающие логическое мышление у детей
Мышление — это процесс отражения объективной действительности через суждения и понятия.
Логическое мышление – это мышление на основе разумности, последовательности и внутренней закономерности фактов и понятий.
- Благодаря развитому логическому мышлению человек может делать выводы, решать в уме задачи, искать доказательства, приводить аргументы и т.д.
- Логика в мышлении помогает упорядочивать знания, выстраивая из них систему (где все «разложено по полочкам») выявлять взаимосвязи между объектами или событиями в жизни, выделять главное и второстепенное.
- Логическое мышление – это то, что помогает нам оперировать абстрактными понятиями и рассуждать.
- Благодаря логическому мышлению мы можем продумывать свои шаги в жизни, так как можем смоделировать в уме возможное событие и, проанализировав его со всех сторон, сделать выводы и верный выбор.
- Логика помогает четко, последовательно и ясно изложить свои мысли.
- С помощью логики человек быстро и правильно может решить возникшую проблему, а также найти и исправить допущенную ошибку.
- Умение логически мыслить позволяет достичь успеха в учебе и в работе.
Из перечисленного выше становится ясно, что жизнедеятельность человека во многом основана на логическом мышлении, а его успешность часто зависит от наличия умения логически мыслить.
Отсюда, вывод: логическое мышление нужно развивать.
Как? Просто, если следовать логике Природы в развитии человека.
Через какие этапы проходит развитие логического мышления
Известно, что в человеке с рождения заложен природный механизм развития. В нужное время этот механизм естественным образом запускается, что выражается в появлении у ребенка новых действий (или попыток их совершить).
И здесь очень важно поддержать усилия ребенка. Если родители так и делают, ребенок развивается в нормальном темпе. Но, если родители или другие близкие ругают, запрещают (потому что активный и стремящийся развиваться ребенок – это причина беспорядка в доме), то необходимые для развития условия не создаются, и со временем это вытекает в соответствующие последствия.
1) Логическое мышление у человека начинает развиваться еще в раннем детстве, но не в той абстрактной форме, какой его представляют взрослые. В этом возрасте у детей ускоренно развивается наглядно-действенное мышление – мышление через свои действия: им важно увидеть, потрогать и что-нибудь поделать с предметами (поэтому они тянутся за всем, что видят). И это – не каприз или баловство, а первые шаги по развитию мышления, на которые их толкает заложенный внутри механизм роста.
На данном этапе рекомендуется покупать детям мягкие кубики и крупные конструкторы, чтобы они могли собирать и строить из деталей (частное) домики (общее) и др.
2) В дошкольном возрасте начинает развиваться наглядно-образное мышление. На этом этапе ребенок может уже пользоваться не реальными предметами, а их запомненными образами. Дошкольник также учиться видеть связи между предметами или явлениями окружающего мира (например, туча – дождь, взаимосвязь членов семьи), обобщать или выявлять частное из более объемного понятия (например, говорит, что «кошки и собаки – это животные», или может правильно ответить на вопрос «каких животных ты знаешь», перечислив некоторые из них).
Но в дошкольном возрасте ребенок еще не умеет анализировать (поэтому родителям нет смысла его ругать за это).
3) В школьном возрасте логическое мышление развивается благодаря изучению математики.
Так, уже в младшем школьном возрасте у детей внешние действия начинают переходить во «внутренние действия» — то есть мышление. На этом этапе они учатся анализировать (выявлять сходства и различия и др.), объединять объекты в группы, отбрасывая их второстепенные характеристики.
Только в этом возрасте логическое мышление ребенка в своем развитии доходит до абстрактного уровня. И с каждым переходом в более старшие классы продолжает раскрываться и совершенствоваться.
4) Развитость логического мышления у взрослого человека предполагает наличие следующих умений:
- обобщать и систематизировать информацию,
- использовать методы анализа и синтеза, индукции и дедукции,
- делать верные умозаключения и последовательно развивать свою мысль,
- грамотно аргументировать свою точку зрения,
- видеть взаимосвязи объектов и явлений мира, событий в жизни,
- логически правильно строить свою речь.
Как развить логическое мышление: способы
- придумывать рифмы, сочинять куплеты,
- пересказывать текст, формулировать его суть одним предложением или словом,
- играть в аналогии: обозначить суть выбранного объекта с помощью объекта совсем другой системы. Например, какой Вы могли бы обозначить личность своего друга: воздух (легкость), вода,(гибкость), земля (надежность) и т.д.,
- играть в «найти лишнее»,
- самому составлять кроссворды и ребусы,
- объединять любые объекты в группы, опираясь на матрицу связей (целое-часть, логическая последовательность, род-вид, причина-следствие, противоположности),
- поиск альтернативных вариантов действий или решения задач,
- придумывать простыми словами свое определение (толкование) объектам и явлениям окружающего мира,
- использовать ежедневно в своей жизни метод дедукции,
- тренировать ум при чтении детективов, пытаясь самостоятельно угадывать преступника (например, детективы Агаты Кристи, А. К. Дойла и др.) и просмотре детективных фильмов («Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона» (1979) и др.),
- вести дневник: записывая свои мысли последовательно, человек тренирует логическое мышление,
- учиться писать левой рукой (если правша), или правой рукой (если левша) для развития менее активного полушария мозга,
- конспектировать прочитанную информацию своими словами,
- каждый час менять вид деятельности для ускорения адаптации умственной деятельности к разным действиям,
- придумать то, что не существует в Природе (предмет или животное), и нарисовать это,
- читать книги с конца,
- учить новые слова (расширять словарный запас) или иностранный язык,
- читать философские книги: когда человек осваивает написанную логически стройную информацию, его мысли упорядочиваются и выстраиваются в систему,
- научиться анализировать и просчитывать свои действия (например, «Почему я это сделал?», «Что будет, если я сделаю то-то» и т.д.),
- учиться вместо однозначных фраз «так надо» в разговоре с близкими приводить аргументы и отстаивать свою позицию.
- изучать естественные и точные науки (химия, физика, математика и др.),
- решать логические задачи и головоломки.
Задачи на развитие логического мышления
Друзья
На одном заводе работали 3 друга – слесарь, токарь и сварщик. У них были фамилии Семенов, Борисов, Иванов. Известно, что у слесаря нет на братьев, ни сестер, и он – самый младший из друзей.
Семенов, женатый на сестре Борисова, старше токаря.
Назовите фамилии слесаря, сварщика и токаря.
Определить профессии
Мареев, Корнеев, Скобелев и Докшин – жители одного города. Их профессии – врач, пекарь, полицейский и инженер.
Известно, что Докшин и Корнеев – соседи и на работу всегда ездят вместе.
Докшин старше Мареева.
Пекарь на работу всегда ходит пешком.
Корнеев постоянно обыгрывает Скобелева в пинг-понг.
Милиционер не живет рядом с врачом.
Семья Семеновых
В семье Семеновых 5 человек: муж, жена, их сын, сестра мужа и отец жены. Все они работают: один – инженером, другой – юристом, третий – слесарем, четвертый – экономистом, а пятый – учителем.
О них еще известно, что юрист и учитель – не кровные родственники, что слесарь – хороший спортсмен (он пошел по стопам экономиста и играет в футбол за сборную завода).
Инженер старше жены своего брата, но моложе, чем учитель. Экономист старше, чем слесарь.
Назовите профессии каждого члена семьи Семеновых.
Брат и сестра
Володя 3 года назад был в 7 раз старше своей сестры, а в прошлом году был 3 раза старше своей сестры.
Сколько лет Володе и его сестре.
Упражнения для развития логики у детей и взрослых
- Упражнение для развития логического мышления у детей: ребенку дается два суждения, с помощью которых он должен сделать верное умозаключение (вывод). Например, «Все собаки лают» (суждение № 1) и «Рекс — собака» (суждение № 2) – следовательно (значит) «Рекс может лаять» (умозаключение-вывод).
При использовании этого упражнения родителям рекомендуется просить ребенка объяснять вывод. Это поможет ребенку понять связь между суждениями и прийти к верному выводу.
- Выстраивание ряда последовательных понятий из одной тематики, начиная от частного и идя в направлении общего. Например, «шиповник – название – цветок – розоцветные – кустарник – растения – живая природа».
Чем длиннее получается ряд понятий, тем активнее задействуется логика. Упражнение рекомендуется выполнять 2 раза в день по 15 минут.
- «Что? Как? Почему?»: нужно выбрать любой объект действительности и задать себе три вопроса по поводу этого объекта. Стараться отвечать четко, логично выстраивая ответ. Далее переходить на другой объект.
- Упражнение для взрослых: решение задач из школьного курса математики.
- SWOT-анализ – это рассмотрение идеи, объекта или действия с разных позиций:
— S (strengths) – анализ сильных сторон,
— W (weaknesses) – анализ слабых сторон,
— O (opportunities) – анализ возможностей,
— T (threats) – оценка угроз.
Например, купить абонемент: S – недорого, оздоровление организма, улучшение и омоложение внешности; W – долгое ожидание результатов; O – экономия на косметике, T- может не помочь. Решение: попробовать.
- Задачи Ферми (от имени парадоксального математика, согласно которому любую задачу можно решить за 60 секунд).
Например, зная несколько фактов, вычислить то или иное интересующее Вас количество (сколько людей в городе N работают парикмахерами: 1/3 знакомых ходит в парикмахерские, значит, от всего населения в 250 тыс. находим третью часть = 40 тысяч людей. Ходят они 1 месяц, значит, делим на 30 дней и находим, сколько ходят в 1 день = 1,3 тысяч. На одного человека тратится в среднем 30 минут, а в день 1 парикмахер успевает поработать с 15 клиентами, и т.п.).
Развиваем логическое мышление с помощью интеллектуальных игр
- шахматы и шашки – самые эффективные игры для развития логики на основе просчитывания ходов и выведения верных умозаключений,
- нарды и пазлы: развивают умение видеть причинно-следственные связи,
- настольные игры («Монополия», «Эрудит», «Реверси»),
- карточные игры и пасьянсы,
- кроссворды, ребусы, сканворды, судоку (цифровой вид кроссворда), графические головоломки,
- кубик Рубика и другие предметные головоломки,
- анаграммы (составление слова из перемешанных букв): развивают умение находить невидимый, на первый взгляд, смысл.
Книги, развивающие логическое мышление у взрослых
- Дэн Крайэн «Логика. Графический путеводитель».
- Мартин Хайдеггер «Гераклит. Начало западного мышления. Логика. Учение Гераклита о Логосе».
- Чарльз Филлипс «Хочу быть самым умным! 300 задач: логика, креатив».
- Жиль Делез «Логика смысла».
- Гегель «Наука логики» и др.
Книги, развивающие логическое мышление у детей
- С.В. Щербинина «Большая книга развития логики для детей 3-6 лет».
- Т. Образцова «Логические игры для детей».
- Женя Кац «Необычная математика. Тетрадь логических заданий для детей 5-6 лет».
- С. Гордиенко «Большая книга маленького гения. 777 логических игр для детей».
- «Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет».
В завершение хотелось бы напомнить, что развивать логическое мышление можно в любом возрасте – было бы желание.
Не только можно, но и нужно. Потому что, тренируя свой мозг, Вы помогаете выстраивать в нем новые нейронные связи, а, значит, не даете ему стареть. А для чего нужно поддерживать свой мозг (командный пункт организма) в тонусе, думаю, объяснять не нужно.
Желаю Вам Любви и здорового, логического мышления!
Лада