Близорукость, или миопия – это дефект зрения, при котором изображение предмета получается перед сетчаткой глаза, а не на сетчатке. В связи с этим близорукий человек способен видеть только на близком расстоянии, в отличие от дальнозоркого, который, наоборот, может отчетливо видеть дальние предметы. Дефект, описанный во втором случае, называется гиперметропией и проявляется в формировании изображении предмета за сетчаткой глаза.
Близорукость, как правило, проявляется в детском и подростковом возрасте. Так как отдаленные предметы видятся расплывчато, чтобы разглядеть их, дети начинают прищуриваться. Они часто испытывают зрительное утомление и головную боль. У них нарушается сумеречное зрение, ухудшается острота зрения.
Одна из причин близорукости – наследственность. Следующими причинами по частоте возникновения близорукости являются: недостаточная освещенность, чрезмерные нагрузки на зрение на близком расстоянии, неправильная посадка при письме, чтении, чтение в транспорте, длительный просмотр телевизора, работа за компьютером.
Еще одной причиной может стать ложная близорукость, которая проявляется перегрузкой одной из мышц (цилиарная мышца) из-за постоянного сокращения (спазм аккомодации).
В качестве факторов, приводящих к возникновению близорукости, следует отметить также наличие других дефектов глаз (непатологическое снижение зрения (амблиопия), астигматизм, изменения роговицы, косоглазие), родовые травмы, инфекции и т.д.
Психосоматика близорукости
Вспомним, что глаза – это орган видения, который помогает получать информацию из внешнего мира. Поэтому практически все глазные недуги отражают нежелание человека видеть: события, отношения, самого себя, окружающих людей. Почему же человек не хочет видеть? Потому что то, что он видит, может быть не приятно человеку или причиняет ему боль.
Психосоматика зрения и близорукости поясняет, что проблемы с правым глазом связаны с негативом в видении мира, а также символизируют мужскую сторону (в частности, папу и его влияние). Левый глаз, как правило, связан с влиянием мамы и с видением себя.
Думается, что этот подход правомерен, так как именно с первых слов мамы и от того, как она к нам относится, мы начинаем воспринимать себя как отдельную личность, а папа помогает ребенку открывать большой мир.
Учитывая вышеназванные ключевые моменты, рассмотрим психологические причины близорукости.
Психологические причины близорукости
Известные нам авторы (Луиза Хей, В. Синельников) утверждают, что близорукостью страдают люди, слишком сконцентрированные на себе, излишне субъективные. Такие люди ничего и никого не хотят видеть, замечать вокруг, только себя и свое ближайшее окружение.
Еще одной психологической причиной близорукости является нежелание смотреть вперед, боязнь будущего (так как оно далекое и смутное).
Вполне объяснима психосоматическая причина близорукости у детей: если в семье постоянные неприятности и конфликты, которые причиняют страдание душе ребенка, то его тело, чтобы ослабить душевную боль, ослабляет зрение.
Подростковый возраст приносит растущему человеку немало переживаний, связанных с собственным будущим (Как же страшно становиться взрослым! Страшно выбрать свой путь (а вдруг, ошибусь)! и т.п.). Ответом тела на душевные мучения в данном случае снова станет появление близорукости.
Иногда бывают случаи, когда ребенку дома хорошо, но в большом мире (сад, школа) его подстерегают проблемы, дискомфорт в отношениях. Тогда близорукость появляется как защита от внешнего мира.
Пути исцеления
- Первое условие, необходимое на пути исцеления — это найти причину недуга. Для этого надо понять, что причина болезни человека всегда находится в самом человеке (если это не ребенок: в этом случае – в родителе). Дальше начинаем искать причину (причины), задавая себе вопросы: Что вблизи я не хочу видеть? Кого в ближайшем окружении мне неприятно видеть? Чего я боюсь? и т.п.
Понаблюдайте за своими эмоциями. В связи с чем (или кем) ваши эмоции начинают принимать негативный характер: раздражение, обида, разочарование, гнев и т.п.?
Подсказкой будет следующее: существуют только две основные эмоции, которые лежат в основе всех других. Это – Любовь и Страх.
В зависимости от того, что первоначально находится в душе человека: Любовь или Страх – он будет вырабатывать соответствующие эмоции.
Эмоции, присущие Любви: благодарность, радость, нежность, дружелюбие, поддержка, забота, мудрость, гармония, покой, милосердие, внимательность, чуткость, творчество, вдохновение и т.п. – работают на созидание.
Эмоции, свойственные Страху: раздражение, обида, негодование, печаль, разочарование, злость, гнев, агрессия, ненависть, досада, жесткость, жестокость, безразличие, равнодушие, суета и т.п. – работают на разрушение.
Если рассмотреть негативные эмоции, то от них протянется связующая нить к какому-либо страху, который может находиться как на поверхности, так и в подсознании. В последнем случае найти и определить, а также убрать страх поможет грамотный психотерапевт.
Для примера возьмем такую эмоцию, как раздражение. Почему человек раздражается? Что стоит за раздражением? Может, его страх не успеть что-то сделать, опоздать куда-то, страх оказаться в неловком положении, страх потерять что-то ценное, страх за ребенка и т.п.
- После осознания причины-страха, необходимо отпустить страх. Для этого нужно понять мотивы страха: почему он появился, в связи с чем (каким-либо событием, отношениями), что он хочет Вам сказать? Как известно, страх является нашим учителем. Например, страх боли заставляет ребенка быть осторожным с опасными предметами быта, учит аккуратности в их использовании. Человек, рассматривающий страх как своего помощника и учителя, будет испытывать лишь благодарность к нему.
Как только человек пройдет все эти этапы душевного исцеления, то недуг пройдет, так как его дело сделано.
Пример из жизни. Девочка страдает близорукостью, носит очки. О психологической подоплеке недуга в семье никто не догадывается. Взрослеет, с помощью операции исправляет дефект. Все хорошо. Рождается первенец-дочь. Со временем у маленькой девочки обнаруживают близорукость. Что это такое? Случайное совпадение? Пресловутая наследственность?
С точки зрения психосоматики, это – пример неосознанных и нерешенных уроков, которые перешли к девочке от мамы. На это указывают и одинаковые негативные черты характера и качества личности, проявляющиеся у обеих. Эти черты характера нуждаются в проработке через соответствующий недуг.
Замечали ли Вы, что часто вместе со схожими чертами характера мы перенимаем у своих родителей и схожие болячки? Что это, если не сигнал нашего тела, что мы начали совершать те же ошибки в отношениях с людьми или жизнью, впустили в себя те же разрушающие мысли и эмоции, как и наши родители когда-то?
Думаю, над этим стоит задуматься.
Желаю Вам здорового зрения!
Лада
Очень интересная статья с практическими советами. Благодарю!!!