В последнее время все больше учащаются случаи интернет- зависимости, как среди взрослых, так и среди детей. Особенно часто с данной темой стали обращаться родители школьников и даже дошкольников.
Из практики могу сказать, что по Оренбургской области частота обращений стала выше, причем интернет — зависимость заметно молодеет. Дети действительно все схватывают на лету. Они взаимодействуют с техникой как — будто изучали ее много лет. И все это по — началу подпитывает самолюбие родителей. Однако наступает момент, когда ребенок не хочет больше общаться, что- то делать и даже гулять.
Именно тогда наступает тревожный момент, связанный с вопросом:
«Что происходит и моим чадом?»
Прежде всего, тема интернет — зависимости проявляется в общении. Часто виртуально общение исключает реальное взаимодействие с другими людьми, страдает речемыслительная деятельность, не удовлетворяются телесные потребности. Интернет – зависимости, дети подвержены в большей степени. И если взрослые, попадающие в зависимость, уже имеют определенные тенденции или трудности в преодолении препятствий при удовлетворении социальных потребностей, то дети могут быть в этом плане изначально не имеющие проблем. Однако впоследствии, могут выбрать именно такой стиль жизни — виртуальный.
В силу возраста и несформированной детской психики, дети быстрее попадают в ловушки интернет — сети. Особенно, когда это какая — то интересная сетевая игра. Внутренний контроль в режиме онлайн очень быстро падает и даже взрослым сложно с ним справляться. Время течет быстро и незаметно. Причем, если рассматривать разработчиков виртуальных игр с профессиональной точки зрения, могу сказать, что практически все игры направлены на психологический аспект восприятия и на бессознательном уровне воспринимаются человеком, как удовлетворение нереализованных потребностей.
Например, ребенок в классе совершенно не чувствует себя лидером, но у него существует внутренняя потребность быть в центре внимания. В реальной жизни у него это может и не получаться, а вот в мире фантазий он может быть каким — то героем, который получает призы, спасает слабых и т.д.
Ребенок настолько сильно оказывается несвободным и зависимым от интернета, что «кибер- зависимость» постепенно сужает его мышление и формат взаимодействия с живыми людьми.
И тогда в виртуальном мире происходит удовлетворение потребностей или нереализованных желаний. Причем для этого нужно только нажимать на кнопки и больше ничего!
С подростками дело куда серьезнее: именно в подростковом возрасте все комплексы и трудности проявляются гораздо ярче. И недостаток общения, например, в семье или в кругу сверстником может смело быть заменен на общение в онлайн режиме. Подростки могут примыкать к различного рода групп и писать о том, что их волнует в реальности, делиться и получать какие — то ответы на свои внутренние проблемы. Из — за недостатка близости в семье или в результате нарушенных взаимоотношений, ребенок чувствует одиночество и пустоту. Тогда и возникает потребность заполнить ее чем — то другим, например виртуальным общением.
И если говорить о глубинных истоках зависимости вообще, то совершенно точно можно сказать, что зависимость формируется в глубоком детстве и часто связана с прерванным движением любви к матери. Об этом пишет Б. Хеллингер в своей книге «Порядки любви».
Было бы хорошо, если бы родители четко контролировали время нахождения ребенка в интернете и социальных сетях. Были более внимательны к тому, что происходит с ребенком, проговаривали, находили общие темы и интересы, общались теснее внутри семьи, в реальном времени. Потому как, психологическую работу с интернет – зависимыми выстроить не просто: прорабатываются не только аспекты, связанные с интернет – зависимостью, также происходит работа с социальными страхами, сниженной мотивацией, привычкой откладывать важные дела, уходом от реальных контактов. И чем моложе интернет – зависимый, тем сложнее процесс проработки.