В течение всей собственной истории человек понимал важность и значимость сновидений и пытался разобраться в этом явлении.
Однако, невзирая на обилие теорий, объясняющих возникновение снов, ни 1 из них не могла полноценно разобраться в нюансах процесса сновидения, и только после появления психоаналитической гипотезы толкования снов З. Фрейда нам удалось важно поднять завесу тайны над этим загадочным явлением — Его Величеством Сном.
Итак, что же демонстрирует собою сон с позиции психоанализа? Зигмунд Фрейд называл сон «царской дорогой в бессознательное». Во сне человек погружается во внутреннюю действительность, состоящую из различных граней его личности («Оно», «Я» и «Сверх-Я»), и наполненную образами «имаго» — бессознательными прообразами объектов из наружной реальности: отца, сестер, матери, братьев и иных значимых людей (ближайших родственников и друзей).
К тому же, дополнивший гипотезу психоанализа Карл Юнг обосновал концепцию взаимодействия нашей личности с элементами коллективного бессознательного, воплощаемыми в мощных образах — так называемых архетипах. Так, есть архетипы мужского и женского начала личности: Анимус и Анима (при этом оба составляющая присутствуют в сознании любого человека, независимо от пола — только в различных пропорциях). К тому же к важнейшим архетипам возможно отнести и нашу Тень — какие-нибудь стороны нашей личности, отвергаемые нашим сознанием (то, что мы в себе не принимаем и не показываем иным).
Образы Имаго создаются еще в детстве и сопровождают человека всю жизнь. Любой образ имеет собственную модальность — положительную или отрицательную, и именно она определяет отношение человека к этим объектам во внешнем мире.
Подобных имаго в нашем подсознании всего — 5-10 (в зависимости от того, интроверт человек или экстраверт, то есть, ориентирован ли он во внутренний мир или во внешний, следовательно, и, немало ли у него связей). Все они восходят к первым детским впечатлениям и в любом случае сводятся к образам отца и матери (или людей, их замещавшим). То есть, если вам снится агрессивно настроенный мужчина — вероятнее всего, это не босс, с которым вы вчера поссорились и в целом отношения «не сложились», а намного более старый образ — отца или дедушки, с которым также не все было гладко с самого детства. Отношения с «прообразом», то существуют с отцом, проецируются и на начальника, и на всех таких ему: старших, наделенных властью, обладающих неким внешним типажом (это — у всех индивидуально). Такая проекция, подмены взаимоотношений называется в психоанализе переносом.
Чем более невротизирован человек, тем более у него «отрицательно заряженных» имаго. Это не означает, что внешне отношения с его прообразом и всеми, кто ассоциируется с ним, обязательно плохие. Хотя внутренний конфликт и напряжение, связанные с необходимостью поддержания неплохих взаимоотношений у подобного человека велики, и взаимоотношения поддерживаются только за счет ресурса сознания, воли (то есть истощают нервную систему и иногда даже тело, вызывая так называемые психосоматические болезни).
Что же касается трехмерной модели «Оно», «Я» и «Сверх-Я», то она демонстрирует собою единство 3-х наших «противоположностей», и именно в этом «поле» разворачиваются наши сновидения.
«Оно» — это неосознаваемые, вытесненные желания и стремления, первоначальный слой психики, формирующийся немедленно после рождения и руководствующийся принципом доминирования влечений и потребностей: все желания обязаны сразу удовлетворяться. Это — полностью бессознательная сфера нашей личности.
«Я» — «взрослая» часть нашей психики, она действует согласно с принципом реальности: удовлетворяет не все желания и обеспечивает не все действия — а только социально и морально приемлемые. Чем сильнее «Я», тем человек более зрел и успешен. «Я» — это не только лишь наш разум (то есть весь наш жизненный опыт), но еще и небольшая часть подсознательного (то есть механизмы психологической защиты).
Что же касается «Сверх-Я», то это — «инстанция совести». Формируется она после 3 лет и на протяжении всей жизни и аккумулирует нравственные и моральные запреты и ограничения. Это — своеобразная «внутренняя полиция», включающая в себя как разум, так и подсознание. Недоразвитие «Сверх-Я» приводит к безответственности и даже к общественной опасности его обладателя. Но еще и чрезмерно развитое «Сверх-Я» — это не здорово, так как слишком невротизирует человека: избыточное число запретов просто-напросто не дает ему быть счастливым.
Какое же отношение всё это имеет к снам? Самое непосредственное. Приведу пример подобного изучения: молодому человеку приснился сон о тунисе, в коем незнакомец его убил. «Позже я непонятным образом воскрес и убил незнакомца — без всяких угрызений совести. К чему бы это?», — спрашивает сновидец.
В таких снах отражается борьба 3-х ипостасей личности: Оно, Я, и Сверх-Я. В этом сне — 3 действующих персонажа: сам сновидец, то есть его осознанное Я («убитый человек»); «Сверх-Я» («воскресший человек») и «Оно» («незнакомый человек»). Отношения видевшего сон со всеми собственными 3-мя «частями» проблематичны, собственное «Оно» не устраивает сновидца до подобной степени, что он знать его не желает (не зря во сне это какой-то «незнакомый человек»). Сновидец подозревает к тому же, что его тайные, подспудные желания могут завести в неприятности («Оно — то существуют незнакомец — убивает «Я»). С другого конца, «Сверх-Я» — то существуют совесть и мораль личности — оказывается сильнее подспудных желаний: именно «Сверх-Я» олицетворяет воскресшего человека, убившего взбунтовавшиеся инстинкты (ясное дело, без угрызений совести, ведь Сверх-Я и есть совесть, чего ж ей в себе самой сомневаться?).
Такой сон утверждает о конфликте различных сторон личности, о бунте инстинктов и одновременно чрезмерном усилении полицейских задач морали. Сновидцу нужно разобраться в собственной жизни: чего именно ему одновременно и хочется, и нельзя, и как возможно разрешить эту проблему в реальности — вот те вопросы, которые ему нужно проработать.
Отсутствие снов — также символично.
Психоанализ дает объяснение такую ситуацию несколькими причинами:
— сильным физическим переутомлением («спал, как убитый»);
— депрессией (когда человек не желает разбираться ни в прошлом, ни в будущем, он в целом не желает видеть данного будущего, т.к., по его мнению, оно без разницы не несет ничего хорошего);
— страхом перед прошлым или будущим, ожиданием чего-то плохого: в данном случае человек также не захочет «заглядывать в зеркало», в коем опасается увидеть монстров собственного подсознания и предвещаемые ими неприятности. Итак, все «части» нашей личности взаимодействуют между собою в наших снах. А вот как научиться «распутывать» причудливые сюжеты, диктуемые ими, какие есть для данного приемы и хитрости, и в целом — по силам ли это человеку без поддержки психологов?