О чем говорят сны | Психология

О чем говорят сны

imagesВ течение всей собственной истории человек понимал важность и значимость сновидений и пытался разобраться в этом явлении.

Однако, невзирая на обилие теорий, объясняющих возникновение снов, ни 1 из них не могла полноценно разобраться в нюансах процесса сновидения, и только после появления психоаналитической гипотезы толкования снов З. Фрейда нам удалось важно поднять завесу тайны над этим загадочным явлением – Его Величеством Сном.

Итак, что же демонстрирует собою сон с позиции психоанализа? Зигмунд Фрейд называл сон “царской дорогой в бессознательное”. Во сне человек погружается во внутреннюю действительность, состоящую из различных граней его личности (“Оно”, “Я” и “Сверх-Я”), и наполненную образами “имаго” – бессознательными прообразами объектов из наружной реальности: отца, сестер, матери, братьев и иных значимых людей (ближайших родственников и друзей).

К тому же, дополнивший гипотезу психоанализа Карл Юнг обосновал концепцию взаимодействия нашей личности с элементами коллективного бессознательного, воплощаемыми в мощных образах – так называемых архетипах. Так, есть архетипы мужского и женского начала личности: Анимус и Анима (при этом оба составляющая присутствуют в сознании любого человека, независимо от пола – только в различных пропорциях). К тому же к важнейшим архетипам возможно отнести и нашу Тень – какие-нибудь стороны нашей личности, отвергаемые нашим сознанием (то, что мы в себе не принимаем и не показываем иным).

Образы Имаго создаются еще в детстве и сопровождают человека всю жизнь. Любой образ имеет собственную модальность – положительную или отрицательную, и именно она определяет отношение человека к этим объектам во внешнем мире.

Подобных имаго в нашем подсознании всего – 5-10 (в зависимости от того, интроверт человек или экстраверт, то есть, ориентирован ли он во внутренний мир или во внешний, следовательно, и, немало ли у него связей). Все они восходят к первым детским впечатлениям и в любом случае сводятся к образам отца и матери (или людей, их замещавшим). То есть, если вам снится агрессивно настроенный мужчина – вероятнее всего, это не босс, с которым вы вчера поссорились и в целом отношения “не сложились”, а намного более старый образ – отца или дедушки, с которым также не все было гладко с самого детства. Отношения с “прообразом”, то существуют с отцом, проецируются и на начальника, и на всех таких ему: старших, наделенных властью, обладающих неким внешним типажом (это – у всех индивидуально). Такая проекция, подмены взаимоотношений называется в психоанализе переносом.

Чем более невротизирован человек, тем более у него “отрицательно заряженных” имаго. Это не означает, что внешне отношения с его прообразом и всеми, кто ассоциируется с ним, обязательно плохие. Хотя внутренний конфликт и напряжение, связанные с необходимостью поддержания неплохих взаимоотношений у подобного человека велики, и взаимоотношения поддерживаются только за счет ресурса сознания, воли (то есть истощают нервную систему и иногда даже тело, вызывая так называемые психосоматические болезни).

Что же касается трехмерной модели “Оно”, “Я” и “Сверх-Я”, то она демонстрирует собою единство 3-х наших “противоположностей”, и именно в этом “поле” разворачиваются наши сновидения.

“Оно” – это неосознаваемые, вытесненные желания и стремления, первоначальный слой психики, формирующийся немедленно после рождения и руководствующийся принципом доминирования влечений и потребностей: все желания обязаны сразу удовлетворяться. Это – полностью бессознательная сфера нашей личности.

“Я” – “взрослая” часть нашей психики, она действует согласно с принципом реальности: удовлетворяет не все желания и обеспечивает не все действия – а только социально и морально приемлемые. Чем сильнее “Я”, тем человек более зрел и успешен. “Я” – это не только лишь наш разум (то есть весь наш жизненный опыт), но еще и небольшая часть подсознательного (то есть механизмы психологической защиты).

Что же касается “Сверх-Я”, то это – “инстанция совести”. Формируется она после 3 лет и на протяжении всей жизни и аккумулирует нравственные и моральные запреты и ограничения. Это – своеобразная “внутренняя полиция”, включающая в себя как разум, так и подсознание. Недоразвитие “Сверх-Я” приводит к безответственности и даже к общественной опасности его обладателя. Но еще и чрезмерно развитое “Сверх-Я” – это не здорово, так как слишком невротизирует человека: избыточное число запретов просто-напросто не дает ему быть счастливым.

Какое же отношение всё это имеет к снам? Самое непосредственное. Приведу пример подобного изучения: молодому человеку приснился сон о тунисе, в коем незнакомец его убил. “Позже я непонятным образом воскрес и убил незнакомца – без всяких угрызений совести. К чему бы это?”, – спрашивает сновидец.

В таких снах отражается борьба 3-х ипостасей личности: Оно, Я, и Сверх-Я. В этом сне – 3 действующих персонажа: сам сновидец, то есть его осознанное Я (“убитый человек”); “Сверх-Я” (“воскресший человек”) и “Оно” (“незнакомый человек”). Отношения видевшего сон со всеми собственными 3-мя “частями” проблематичны, собственное “Оно” не устраивает сновидца до подобной степени, что он знать его не желает (не зря во сне это какой-то “незнакомый человек”). Сновидец подозревает к тому же, что его тайные, подспудные желания могут завести в неприятности (“Оно – то существуют незнакомец – убивает “Я”). С другого конца, “Сверх-Я” – то существуют совесть и мораль личности – оказывается сильнее подспудных желаний: именно “Сверх-Я” олицетворяет воскресшего человека, убившего взбунтовавшиеся инстинкты (ясное дело, без угрызений совести, ведь Сверх-Я и есть совесть, чего ж ей в себе самой сомневаться?).

Такой сон утверждает о конфликте различных сторон личности, о бунте инстинктов и одновременно чрезмерном усилении полицейских задач морали. Сновидцу нужно разобраться в собственной жизни: чего именно ему одновременно и хочется, и нельзя, и как возможно разрешить эту проблему в реальности – вот те вопросы, которые ему нужно проработать.

Отсутствие снов – также символично.

Психоанализ дает объяснение такую ситуацию несколькими причинами:

– сильным физическим переутомлением (“спал, как убитый”);

– депрессией (когда человек не желает разбираться ни в прошлом, ни в будущем, он в целом не желает видеть данного будущего, т.к., по его мнению, оно без разницы не несет ничего хорошего);

– страхом перед прошлым или будущим, ожиданием чего-то плохого: в данном случае человек также не захочет “заглядывать в зеркало”, в коем опасается увидеть монстров собственного подсознания и предвещаемые ими неприятности. Итак, все “части” нашей личности взаимодействуют между собою в наших снах. А вот как научиться “распутывать” причудливые сюжеты, диктуемые ими, какие есть для данного приемы и хитрости, и в целом – по силам ли это человеку без поддержки психологов?

Туда Сюда



Оставить комментарий